zagranitsa.com
Назад
Пишет блогер
Серик Алдабаев

Семь святых пиров Бухары

26 ноября 2015 0 4926

В первый день пребывания в Бухаре мы беседовали с местными жителями о достопримечательностях, и они посоветовали посетить захоронения «Семи пиров Бухары». Семь пиров - это могилы семи суфийских наставников в Бухарской области.

Почему бы и нет? Как бывший археолог, я очень хотел посмотреть мавзолеи знаменитых суфиев.  Кроме того, было бы здорово выехать за пределы города и увидеть, как живут люди в области. Нам рассказывали, что в этих местах суфизм имел широкое распространение и если повезет, то при посещении «Семи пиров» можно встретить настоящего суфия.

Сказано – сделано. Утром мы вышли на «пятак таксистов» и  пытались найти водителя, который повезет на «Семь пиров Бухары».  Всего через несколько минут мы познакомились с таксистом по имени Иброхим, который и согласился повезти нас по этому маршруту за 100 000 узбекских сумов.


Из Бухары сразу же поехали в Гиждуван, на могилу первого пира и шейха Абдула Абдл Халика Гиждувани, который считается основоположником суфизма в Центральной Азии.


Маленький Daewoo Matiz достаточно быстро довез нас до Гиждувана, хотя населенный пункт находится в 40 км от Бухары.


Предки первого пира Бухары пришли в эти земли с территории Византии. Сам суфийский богослов родился в Гиждуване. Он знаменит тем, что основал новое суфийское течение «хаджаган» - путь ходжей.  Основные правила школы – аскетизм, безбрачие и отказ от  каких-либо контактов с властями.


Во времена правления Улукбека над могилой суфия был возведен мавзолей. В 2003 году  на комплексе Гиждувани были проведены серьезные реставрационные работы, посажены деревья и цветы.


Суфизм был широко распространен в Узбекистане. Культ святых и поклонение их могилам являются частью духовной культуры населения среднеазиатского региона. Однако, в первом пункте нашего маршрута настоящего суфия мы так и не встретили.


Совершив короткую прогулку по комплексу Гиждувани, мы следуем дальше. Новым пунктом нашего маршрута будет город Шафиркан.


Из окна автомобиля увидели вот такую картину. Daewoo - народная марка машин в Узбекистане. Большой популярностью среди населения страны пользуются такие модели авто как Matiz и Nexia. Правда сейчас ситуация немного изменилась, завод по сборке Daewoo выкупил концерн Chevrolet. Теперь на улицах узбекских городов и сел вы можете увидеть два автомобиля Matiz, на одном из которых логотип Daewoo, а на втором Chevrolet. Вообщем, Daewoo и Chevrolet народные авто в Узбекистане, также как в соседней России - Лада Седан.


В дороге мы встречаются и ретро-автомобили. Думаю, вы все узнали знаменитый автомобиль Москвич.


В сельской местности население использует альтернативные и традиционные виды транспорта.


Ну, или вот такой вариант. Велосипед экологически чистый вид транспорта, бензин не просит и для здоровья такая езда полезна.


Вторым по значимости суфием был Ходжа МухамадАриф Ар-Ревгари, самый богобоязненный из семи пиров, ученик Гиждувани. Захоронение Ревгари находится в городе Шафиркане.


По дороге мы увидели местных жителей на уборке хлопка. Таксист Иброхим рассказал нам, что осенью жителей всех окрестных сел отправляют на сбор «белого золота». Это как в советское время все население колхозов и совхозов отправляли на уборку картофеля. В поле работали все: школьники, работники сельского хозяйства, солдаты - срочники и студенты-практиканты. В Узбекистане по такому же принципу собирают хлопок.  Союза уже давно нет, а добровольно-принудительные методы все еще действуют. Хотя, в этом регионе подобные методы, возможно использовались еще задолго до создания СССР.


Мы никогда раньше не видели хлопковых полей и попросили остановить автомобиль недалеко от поля.


В Узбекистане хлопок называют персидским словом «пахта», он является символом этой страны и главным ее богатством.


Могила третьегопира Ходжа Махмуда Анжира Фагнафи находится в поселке Вабкент. Говорят, что Фагнафи владел ремеслом плотника и еще был прекрасным садовником. Кстати, Анжир – это прозвище святого. По легенде, зимой к святому Ар Ревгари приехали арабские шейхи. В разговоре они упомянули, что много слышали о вкуснейшем бухарском инжире и хотели бы его попробовать. Ревгари отправил одного из своих учеников с этой просьбой к Фагнафи. Мудрец, выслушав гонца, раскопал землю, взял оттуда несколько кусочков глины, завернул их в узелок и  отправил своему учителю Ревгари. Когда на месте развернули платок, внутри него лежали спелые плоды инжира. С тех пор Фагнафи стали называть Анжир (инжир).


Кстати, об инжире. Фиговые деревья растут здесь по обочинам дороги. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что попробовали легендарный бухарский инжир прямо с дерева.


Четвертыйпир Бухары Али Ромитани также известный как Ходжа Азизон был знаменитым на всю округу лекарем. Он жил очень скромно, лечил людей и занимался ткачеством. Ромитани еще называли исполняющим желания, ведь он получал почти все, что просил у Всевышнего. Правда, все, что ему нужно было на каждый день так это кусок лепешки и вода, большего он и не просил у Бога. До конца своей жизни Ромитани жил в скромном жилище и кормился за счет своего ремесла.

В дороге Иброхим снова остановил автомобиль. Он показал нам деревце с красными плодами, которое называется бухарской джидой. Согласитесь, звучит поэтично! Да, и на вкус они вполне съедобные.

Рядом с бухарской джидой мы заметили дерево с крупными плодами. Это было гранатовое дерево. Путешествуя по Бухарской области, вполне можно выжить за счет собирательства:) 


Пятый пир Бухары Ходжа Мухамад Бабойи Самоси считается духовным наставником Бахауддина Накшбанди и Ходжа Ахмеда Мир Кулола.

Честно признаться, я ожидал от этой поездки большего.  После посещения первых захоронений суфиев поездка превратилась в тур по могилам святых. Это не так интересно, поскольку захоронения все похожи, они представляют собой могилу святого в мавзолее, рядом обычно медресе или еще какое-либо сооружение, но в основном это постройки современные. Я же ожидал увидеть средневековые памятники архитектуры. Естественно, наличие сооружений XX-XXI века выветривает из этих архитектурных комплексов весь шарм.

После посещения пятого пира мы почувствовали усталость и желание съесть что-нибудь существенное.


Наш водитель Иброхим утверждает, что придорожном кафе «магистраль» готовят самый вкусный в округе плов.


Плов, правда, оказался вкусным. Мы так хвалили плов, что нам даже разрешили заглянуть на кухню. В этом огромном казане местные повара готовят бухарский плов.


Местный шеф-повар умеет готовить плов с казы. Это его коронное блюдо. Казахам плов с кониной понравился бы.


ХоджаСаид Мир Кулол – шестой пир Бухары, был гончаром и учителем Бахаудина Нашбанди. Туристы в начале посещают его могилу и только затем следуют к комплексу Накшбанди. Комплекс Ходжа Саида Мир Кулола находится в селении Сухор.

Комплекс седьмого пира Бахаудина Накшбанди находится всего в 12 км от Бухары, в селении Касри-Орифон.


БахаудинНакшбанди владел многими ремеслами, он был ткачем, гончаром, резчиком по металлу. Бахаудин Накшбанди считается одним из духовных отцов суфизма и основателем суфийского ордена «Накшбандия». Бахаудин в отличие от других суфиев не призывал к аскетизму и не считал правильным прошение милостыни. Бахаудин считал, что суфий должен владеть ремеслом и уметь прокормить себя своим трудом. Этому мудрецу принадлежат слова «Дильба еру, даст бакор» - «Руки в работе, сердце Богу».

Комплекс на самом деле очень большой и включает: захоронение Накшбанди, захоронения Бухарских правителей, две мечети, медресе, ханаку, музей, хауз и колодец. Объект находится под охраной ЮНЕСКО.

Вы наверное заметили, что мы практически не фотографировали «Семь пиров», лишь только вход в каждый из них. Сейчас объясню почему так получилось. Когда ты приходишь на могилу святого и видишь там молящихся мусульман, которые читают молитвы и просят святого о помощи, чувствуешь себя неловко с фотоапаратом в руках. Мы посчитали, что фотографировать внутренние дворы объектов, где достаточно много поломников было бы не этично с нашей стороны. 

Если вы спросите меня, стоит ли ехать на семь пиров, отвечу: если вы поломник -да, если вы турист - нет. Я понял, что люди приезжают туда со всего Узбекистана со своими просьбами и заветными желаниями, и толкаться с ними рядом, щелкая их на фотоаппарат как-то не правильно, на мой взгляд. В Бухаре много замечательных архитектурных памятников, которые можно посмотреть в качестве туриста и совсем не обязательно для этого ездить по святым местам и нарушать их покой. В любом случае решать вам, стоит сюда ехать или нет.


на фото я и Иброхим.

После посещения комплекса Бахаудина Накшбанди мы вернулись в Бухару. На поездку мы потратили примерно 7-8 часов. Благодаря водителю Иброхиму мы открыли для себя другой Узбекистан, узнали, что происходит за пределами города, как живут здесь простые люди. Кстати, суфия мы в этой поездке так и не встретили., а может встретили, но не распознали в нем мудреца.:)



НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии